Сегодня более 80% грузов во всем мире доставляется морским путем, а порядка 90% морского флота занято экспортными перевозками. При столь высоких объемах товарооборота особое значение приобретает единая система документации и учета груза, перевозимого по морю. Так, основным контролирующим документом при морской перевозке является морская накладная - коносамент.
Коносамент (от франц. connaissement) - товарораспорядительный документ. Удостоверяет факт наличия договора морской перевозки груза, содержит его условия и служит доказательством приема груза к перевозке (1), является документом, подтверждает право собственности на товар. Обозначается B/L от английского Bill of Lading.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Появление коносамента датируется 1242 годом. Тогда документ содержал лишь информацию об обязанности подписавшего его лица перевести определенный товар на собственном судне. Составлялся и подписывался лично судовладельцем или капитаном, а выдавался лишь отправителю данного груза. (2) На сегодняшний коносамент он стал больше похож позже, когда в нем соединились его отметки и характеристики выписки из грузового реестра. На законодательном уровне в России коносамент появился в 1926 году с выходом в свет «Положения о морской перевозке». (3)
До начала XIX века на практике существовал только бортовой коносамент, который подтверждал фактическое нахождение грузов на борту определенного судна. Однако уже с середины XIX века груз стал предварительно располагаться на специальных складах или причалах для последующей погрузки на судно. На такой груз выдавался другой коносамент, в котором помечалось «Получено для перевозки». Такой коносамент позже получил название небортового.
Сегодня правовое регулирование коносамента оперирует нормами «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 2005 года.
Владельцем груза является тот, кому принадлежат три оригинала коносамента. В случае выдачи груза по одному из трех экземпляров оригинала коносамента остальные утрачивают свою правовую силу.
В коносаменте указывается:
- forwarder - перевозчик и место его пребывания;
- port of loading - место (порт) погрузки товара на судно перевозчика;
- shipper - отправитель и место его пребывания;
- port of discharge - порт выгрузки;
- vessel/ voyage No - имя судна/ номер рейса;
- name of consignee - получатель (указание необязательно);
- description of goods - описание груза, а именно основные марки, характер, особые свойства, число предметов, внешний вид, общая масса или количество и т.п.;
- place and date of issue - место, дата выдачи коносамента;
- No of original B/L - число существующих оригиналов (если не один);
- печать и подпись перевозчика.
По требованию сторон может включаться любая другая информация.
Виды коносаментов
Общая классификация
- negotiable bill of lading – оборотный коносамент – документ, в котором не указан получатель груза. Он может быть продан или куплен, являться залогом в банке и т.д. Владелец оборотного коносамента вправе распоряжаться судьбой груза на свое усмотрение, пока тот находится в пути. К оборотным относятся предъявительские и ордерные коносаменты. Оформление такого коносамента требует проставление записи «Приказу XXX»;
- non-negotiable bill of lading – необоротный коносамент – документ, в котором сразу определен грузополучатель.
По получателю
- straight bill of lading – именной – получателем выступает физическое/юридическое лицо, на имя которого был оформлен коносамент;
- to-order bill of lading – ордерный – получатель или отправитель данного документа определяет, какому третьему лицу коносамент может быть передан. При оформлении указывается «Приказу отправителя» либо «Приказу получателя», а также ставится передаточная надпись (endorsement);
- bearer bill of lading – предъявительский – документ, при предъявлении которого груз передается в порту назначения.
По типу перевозки
- liner bill of lading – линейный, или рейсовый, коносамент – документ, оформляемый при перевозке грузов на судне, которое ходит по определенному расписанию, останавливаясь в заранее определенных портах на специальных причалах;
- chartered bill of lading – фрахтовый, или чартерный, коносамент – документ, оформляемый для нерегулярных трамповых перевозок, которые осуществляются по договору фрахта. При этом грузоотправитель (его представитель) является фрахтователем, а перевозчик - фрахтовщиком. Фрахтовщик предоставляет часть, все судно или несколько судов фрахтователю за указанную плату для осуществления определенного количества рейсов.
По количествам замечаний перевозчика
- clean bill of lading – чистый коносамент – документ, выдаваемый при отсутствиях повреждения упаковки груза и соответствии состояния и количества груза указанному значению;
- claused – нечистый коносамент – документ с оговорками, оформляемый при обнаружении дефектов и других замечаний к грузу.
В зависимости от схемы перевозки
- прямой коносамент – документ, оформляемый при перевозках типа порт-порт;
- through bill of lading – сквозной коносамент – документ, оформляемый при перевозках по мультимодальной схеме, подразумевающей перемещение груза с одного вида транспорта на другой.
По времени принятия перевозчиком груза
- shipped on board bill of lading – бортовой коносамент – документ, оформляемый при уже погруженном на определенное судно грузе;
- received for shipment – коносамент для погрузки на судно – документ, оформляемый перед погрузкой на судно.[3]
Порядок работы с коносаментом
1. Для начала оформления коносамента отправитель груза составляет погрузочный ордер, в котором подробным образом указывает наименование и марку товара, его количество, вид упаковки, порт отправления/назначения, данные о себе и информацию о получателе груза с указанием названия судна.
2. Далее осуществляется погрузка товара на борт судна, которая подтверждается документом под названием mate’s receipt, то есть штурманской распиской. Уже после отхода судна от порта отправления в обмен на штурманскую расписку грузоотправителю оформляется коносамент, оригиналы которого пересылаются грузополучателю.
НА ПРАКТИКЕ. Вышеописанная процедура - стандартный случай оформления коносамента. На практике часто возникают иные ситуации. Например, может случиться так, что груз уже привезли в порт назначения, а коносамент еще не получен, так как его пересылка была задержана по каким-либо причинам. В данном случае отправитель груза должен обратиться к ближайшему агенту контейнерной линии с уведомлением переслать телекс по его линиям связи. Для этого требуется предоставить агенту три оригинала коносамента, на основе которого им будет отправлен telex release (телекс релиз). После выпуска телекс релиза агентом контейнерной линии информация становится доступной по всей сети контейнерной линии. В результате получатель может обратиться к своему агенту на получение документов и прав на привезенный груз.
Телекс используют в подобных случаях довольно часто, особенно когда получатели тянут до последнего с оплатой, в связи с чем совсем не остается времени на получение коносамента. Телекс дает возможность быстро получить права на груз. Способ оттягивания оплаты доставленных товаров давно вошел в практику получателей. Телекс релиз стал единственным выходом из подобных ситуаций взаимного недоверия между получателем и поставщиком.
3. Последний этап – получение товара грузополучателем в порту назначения либо с помощью телекс релиза, либо путем предоставления оригиналов коносамента, которые были высланы экспресс почтой.
2012-07-30
Авторы: Елена Колычева, Ольга Белова
1. Современный толковый словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 1997. - С. 6110. 2. Положение о морской перевозке: Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 28 мая 1926 г., N 39 // Собрание законов СССР. - Ст. 284. (утратило силу) 3. Кодекс торгового мореплавания Российской федерации. – 2005. 4. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. - С. 235. |