Согласно российскому законодательству в области международных доставок груза термин «международная доставка груза» обозначает перевозку, при которой пункты отправления и назначения расположены на территории двух стран.
Международная доставка груза. Это словосочетание таит в себе целую систему операций, настоящий конвейер, слаженную работу ни одного десятка человек. Чтобы показать всю масштабность этого действа, под названием «международная доставка груза», разберём её по этапам. А это на самом деле действо, потому что совокупность процессов, казалось бы, простых, но в действительности требующих особого внимания, концентрации и быстрых решений, не может не изумлять.
Для наглядного примера возьмем доставку груза из Китая в Россию, на основании которой покажем всю сложность любой международной доставки груза.
Доставка груза из Китая в Россию может производиться по нескольким маршрутам: через Германию, Прибалтику, Финляндию, Санкт-Петербург, Новороссийск или Приморский край. Самый ближайший и надёжный способ доставки – это доставка через Приморье, именно этот способ мы и будем рассматривать.
1 этап. Закуп товара в Китае. На этом этапе важно будет понять, как выгоднее купить необходимый товар: напрямую у фабрики-производителя или через агента. При прямом контакте с фабрикой может возникнуть языковой барьер, либо проблема ведения деловых переговоров ввиду различных национальных особенностей ведения бизнеса.
При заключении контракта с фабрикой-производителем необходимо обратить внимание на условия сотрудничества, все возможные варианты обозначены в своде международных правил Инкотермс.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Впервые Международная торговая палата опубликовала свод международных правил для точного определения торговых терминов в 1936 году. Эти правила известны как "Инкотермс 1936". Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 годах и в настоящее время в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. (1). Настоящая версия – Инкотермс 2000 переведена на 31 язык.
С учётом время от времени вносимых в Инкотермс изменений, важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намерены включить Инкотермс в свой договор купли-продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующую редакцию Инкотермс. (2).
2 этап. Экспортное оформление груза в Китае. Согласно ст.18 закона КНР «О таможне» отправитель экспортных товаров должен предоставить для таможенной проверки свою лицензию на экспорт и соответствующие документы. При отсутствии лицензии на экспорт, товары, экспорт которых является предметом контроля со стороны государства, не будут выпущены из таможни. (3).
Исходя из этой особенности китайского законодательства необходимо, чтобы контракт на поставку товаров из Китая был заключён с китайской компанией, имеющей лицензию на экспорт. Такой компанией может быть как производитель товаров, так и их отправитель.
3 этап. Доставка груза до склада консолидации либо до порта или железнодорожной станции в Китае осуществляется китайскими перевозчиками. На этом этапе следует решить, каким видом транспорта груз будет вывозиться из страны. Исходя из этого, будет ясно, куда необходимо доставить груз: на склад консолидации, в морской порт, в аэропорт или на железнодорожную станцию.
4 этап. Доставка до таможенного поста Российской Федерации. Прежде чем доставить груз на таможенный пост, необходимо пересечь границу. При морской перевозке и авиадоставке прохождение границы происходит в порту прибытия. При железнодорожной перевозке – на пограничной станции. При автоперевозке – в специальных пунктах пропуска.
Пункты пропуска в Приморье на границе России и Китая |
При осуществлении автомобильной доставки важно, чтобы склад консолидации транспортной компании находился именно в специальных пунктах пропуска для того, чтобы минимизировать количество перевалок груза. Поэтому до пунктов пропуска грузы довозят китайские перевозчики, а после перевалки эти грузы вывозятся из Китая российскими автомашинами. Согласно ст. 3 Закона КНР «О порядке въезда в страну и выезда из Китая иностранцев» иностранный автотранспорт может въезжать на территорию Китая и выезжать только через открытые для иностранцев или специально определённые пункты пропуска и проходить при этом проверку со стороны органов пограничного контроля. Транспорт, используемый иностранцами при въезде в страну, выезде из страны и транзитном проезде через территорию Китая, должен следовать через открытые для иностранцев или специально определённые пункты пропуска и подвергаться при этом проверке и досмотру со стороны органов пограничного контроля. (4). Таких пунктов пропуска на границе с Россией в Приморье четыре: Турий Рог – Мишань, Пограничный – Суйфэньхе, Полтавка – Дунин, Краскино – Хуньчунь, они выделены на карте красным.
5 этап. Таможенное оформление на территории Российской Федерации. По российскому законодательству часть ввозимых из-за границы товаров подлежит стопроцентному досмотру, что соответственно приводит к увеличению времени таможенного оформления и, как следствие, расходов на хранение груза, погрузо-разгрузочные работы, оформление соответствующих документов. При таможенном оформлении уплачиваются таможенные пошлины, размер которых определяется Таможенным Кодексом РФ, и НДС товара. Кроме того, на некоторые виды товаров требуются разрешительные документы в виде сертификатов, отказных писем, санитарно-эпидемиологических заключений и других документов. Контролирующим органом является Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Итогом таможенного оформления является получение грузовой таможенной декларации (ГТД) с печатью «Выпуск разрешён».
6 этап. Доставка по территории Российской Федерации. После получения грузовой таможенной декларации груз доступен для свободного обращения на территории РФ. Для доставки груза может применяться любой вид транспорта.
2010-04-06
Автор: Елена Колычева
1. Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000» п.1. 2. Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000» п.4. 3. Закон Китайской Народной Республики «О таможне» от 01.07.1987 г., гл.III, ст.18 4. Закон Китайской Народной Республики «О порядке въезда в страну и выезда из Китая иностранцев» от 22.11.1985 г., гл.I, ст.3
|