Коносамент, его виды и особенности |
Сегодня более 80% грузов во всем мире доставляется морским путем, а порядка 90% морского флота занято экспортными перевозками. При столь высоких объемах товарооборота особое значение приобретает единая система документации и учета груза, перевозимого по морю. Так, основным контролирующим документом при морской перевозке является морская накладная - коносамент.
Коносамент (от франц. connaissement) - товарораспорядительный документ. Удостоверяет факт наличия договора морской перевозки груза, содержит его условия и служит доказательством приема груза к перевозке (1), является документом, подтверждает право собственности на товар. Обозначается B/L от английского Bill of Lading. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Появление коносамента датируется 1242 годом. Тогда документ содержал лишь информацию об обязанности подписавшего его лица перевести определенный товар на собственном судне. Составлялся и подписывался лично судовладельцем или капитаном, а выдавался лишь отправителю данного груза. (2) На сегодняшний коносамент он стал больше похож позже, когда в нем соединились его отметки и характеристики выписки из грузового реестра. На законодательном уровне в России коносамент появился в 1926 году с выходом в свет «Положения о морской перевозке». (3) До начала XIX века на практике существовал только бортовой коносамент, который подтверждал фактическое нахождение грузов на борту определенного судна. Однако уже с середины XIX века груз стал предварительно располагаться на специальных складах или причалах для последующей погрузки на судно. На такой груз выдавался другой коносамент, в котором помечалось «Получено для перевозки». Такой коносамент позже получил название небортового. Сегодня правовое регулирование коносамента оперирует нормами «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 2005 года. Владельцем груза является тот, кому принадлежат три оригинала коносамента. В случае выдачи груза по одному из трех экземпляров оригинала коносамента остальные утрачивают свою правовую силу. В коносаменте указывается:
По требованию сторон может включаться любая другая информация. Виды коносаментов Общая классификация
По получателю
По типу перевозки
По количествам замечаний перевозчика
В зависимости от схемы перевозки
По времени принятия перевозчиком груза
Порядок работы с коносаментом 1. Для начала оформления коносамента отправитель груза составляет погрузочный ордер, в котором подробным образом указывает наименование и марку товара, его количество, вид упаковки, порт отправления/назначения, данные о себе и информацию о получателе груза с указанием названия судна.
2. Далее осуществляется погрузка товара на борт судна, которая подтверждается документом под названием mate’s receipt, то есть штурманской распиской. Уже после отхода судна от порта отправления в обмен на штурманскую расписку грузоотправителю оформляется коносамент, оригиналы которого пересылаются грузополучателю. НА ПРАКТИКЕ. Вышеописанная процедура - стандартный случай оформления коносамента. На практике часто возникают иные ситуации. Например, может случиться так, что груз уже привезли в порт назначения, а коносамент еще не получен, так как его пересылка была задержана по каким-либо причинам. В данном случае отправитель груза должен обратиться к ближайшему агенту контейнерной линии с уведомлением переслать телекс по его линиям связи. Для этого требуется предоставить агенту три оригинала коносамента, на основе которого им будет отправлен telex release (телекс релиз). После выпуска телекс релиза агентом контейнерной линии информация становится доступной по всей сети контейнерной линии. В результате получатель может обратиться к своему агенту на получение документов и прав на привезенный груз. Телекс используют в подобных случаях довольно часто, особенно когда получатели тянут до последнего с оплатой, в связи с чем совсем не остается времени на получение коносамента. Телекс дает возможность быстро получить права на груз. Способ оттягивания оплаты доставленных товаров давно вошел в практику получателей. Телекс релиз стал единственным выходом из подобных ситуаций взаимного недоверия между получателем и поставщиком. 3. Последний этап – получение товара грузополучателем в порту назначения либо с помощью телекс релиза, либо путем предоставления оригиналов коносамента, которые были высланы экспресс почтой. 2012-07-30 Авторы: Елена Колычева, Ольга Белова 1. Современный толковый словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 1997. - С. 6110. |